Плавильный котел или салат


Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Смотреть видео Плавильный котел или салат







Факторы и формы межэтнических отношений

Взаимоотношения между этносами разнообразны и менялись в процессе их взаимодействия. Общение народов могло быть мирным, дружественным, в результате чего культуры оказывали друг на друга благотворное влияние, заимствуя и переосмысливая достижения друг друга, иногда даже сливаясь в результате смешения самих народов. Но неотъемлемой частью истории каждого народа являются и конфликты, столкновения, войны с другими народами, что иногда приводило к уничтожению того или иного этноса и его культуры или их поглощению. Иногда следствием завоевательных войн было образование новых этнических сообществ. Какие факторы оказывают влияние на характер межэтнических отношений?

Во-первых, исторические факторы, обусловливающие как особенности культурного развития народа, так и специфику его отношений с другими. Насильственное включение народа в состав того или иного государства может надолго сохраняться в его исторической памяти и в кризисных ситуациях обостряться.

Во-вторых, социально-политические факторы, которые влияют на положение этноса в обществе и отношение к нему со стороны власти. Политика, направленная на удовлетворение интересов одного этноса, вызывает недовольство остальных. Различия в уровне социально-экономического развития приводят к росту межэтнической напряженности даже в развитых странах. Равные возможности народов в экономической, политической, образовательной и других сферах жизни общества способствуют установлению дружественных, партнерских отношений между народами.

В-третьих, культурные факторы, связанные с языком, традициями, обычаями, верованиями народов. В силу обстоятельств культурные различия могут служить основанием для неприязненного, враждебного, пренебрежительного отношения к народам. Но может сложиться и другое отношение к чужой культуре, проникнутое духом толерантности, уважения, признания ее равноценности со всеми другими.

Глубина воздействия и сочетание факторов образуют формы межэтнического взаимодействия.

Одной из таких форм может быть ассимиляция – полное усвоение одним народом культуры другого (мирное или как следствие завоевания), в результате чего происходит изменение и даже утрата этнической принадлежности.

Дискриминация как тип отношений между этносами находит свое выражение в том, что привилегированные этнические группы стремятся ограничить или лишить прав и свобод другие. Подвергающиеся дискриминации этнические группы не имеют равных политических прав с господствующими этносами, для них существует запрет на профессии, им затруднен доступ к образованию, их материальное положение хуже, чем у других этнических групп, и т.д.

Враждебные отношения между народами могут привести к этнокультурному изоляционизму, исключающему или сводящему к минимуму общение с представителями других культур.

Наиболее плодотворной формой межкультурного взаимодействия в современных условиях является культурный плюрализм (мультикультурализм), находящий свое выражение в равноправии народов, которым предоставляется беспрепятственная и законодательно закрепленная возможность реализации их культурного потенциала. Культурный плюрализм способствует сохранению национальных культур, в то же время представляя им возможность свободно общаться и взаимодействовать с другими культурами, осваивать их культурный потенциал и тем самым обогащать свою собственную культуру.

"Плавильный котел" или " салат"?

В середине XX в. в науках о народах и их культурах преобладала концепция "плавильного котла", в котором по мере стирания различий между народами образуется общечеловеческая культура. Многие ученые верили, что постепенно национальные различия исчезнут, а все языки сольются в единый общечеловеческий язык. Смешение рас приведет к появлению некоего усредненного расового типа, сочетающего в себе признаки разных рас.

Однако этнокультурные процессы в современном мире свидетельствуют о том, что интенсивное взаимодействие народов во всех сферах общественной жизни не порождает каких-либо усредненных форм культуры. Более того, рост национального самосознания многих народов мира проявляется сегодня в активной защите своей культуры, в неприязни к попыткам представить какую-либо культуру как эталон для подражания. Мы не наблюдаем этнического смешения, ведущего к образованию единой культуры и общего языка. Длящиеся более столетия попытки создать общий для всех народов язык – эсперанто, – состоящий из элементов многих распространенных языков, остаются безуспешными, а сам этот язык так и не получил ни признания, ни распространения. В настоящее время в науке преобладает концепция "салата", где "быть вместе" означает в то же время "иметь свое место", отличное от других.

Каждая культура уникальна, неповторима. Но это не может быть препятствием для взаимопонимания между народами, поскольку каждая культура в процессе своего развития взаимодействует с другими культурами и испытывает их влияние. Понимание другой культуры в образах своей, как замечал наш соотечественник, философ и литературовед Μ. М. Бахтин (1895–1975), не должно вести к утрате ее "чуждости", непохожести. Более того, лучший способ познать чужую жизнь – понять, в чем ее отличие, в чем ее "чуждость". Только на такой основе возможен плодотворный диалог культур, оставляющий право за каждым народом быть самим собой.

И все же уникальность культур не исключает существование культурных универсалий, т.е. общих для всех народов ценностей, видов и форм деятельности. Ведь у всех народов мира почитаются родители и заботятся о детях, распространены спортивные состязания, и труд носит совместный характер, есть брачные и похоронные обряды, религиозные ритуалы и игры, существует система обучения и воспитания, изготавливаются орудия труда, и сооружаются жилища, украшается тело, делаются прически и многое другое. Все люди ценят добро и справедливость, истину и красоту, свободу и независимость, милосердие и мужество, любовь и дружбу. И хотя содержание культурных универсалий различно, само их существование свидетельствует в пользу признания единства человечества, но единства "различенного", единства "непохожего", единства "многообразного", которое и есть залог постоянного взаимодействия и развития народов.


Источник: http://studme.org/39212/sotsiologiya/faktory_formy_mezhetnicheskih_otnosheniy






Плавильный котел или салат фото



Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Плавильный котел или салат

Похожие рецепты: